Короткий опис (реферат):
В статье рассматриваются структурные особенности построения хронотопов в
романе Виктора Пелевина. «Чапаев и Пустота» – второй роман современного
российского писателя и, теперь это можно утверждать наверняка, продолжил цикл
романов, которые раскручивают авторский замысел в определенной последовательности
художественного изложения. Эта последовательность легко прослеживается в
актуальности тех вопросов, которые В. Пелевин ставит перед героем и реципиентом в
своем творчестве. Так как события, изображенные в его романах локализованы
преимущественно в пространстве города, столичного и периферийного, в статье
исследуются особенности именно урбанистического хронотопа в романе «Чапаев и
Пустота».
В результате исследования можно констатировать, что В. Пелевин использует
новаторские художественные приемы в создании урбанистического хронотопа
психиатрической лечебницы. Этот прием помогает авторской задаче деконструкции и
десакрализации мифов советской действительности. Хронотоп психиатрической
лечебницы романа «Чапаев и Пустота» интертекстуально перекликается с богатым
литературным разнообразием художественных текстов, описывающих лечебные
заведения подобного типа. Достаточно привести в качестве примеров неполный
перечень художественных текстов и их авторов, без временной привязки, вразброс: «Над
кукушкиным гнездом» Кен Кизи; «Прерванная жизнь» Сюзанна Кейсен; «Палата № 6»
Антон Чехов; «Остров Проклятых» Деннис Лихэйн; «Безумие» Камерон Джейс и этот
список можно продолжать и продолжать. Психотерапевтический опыт, который
приобретают персонажи этих произведений в психиатрических лечебницах или
заведениях подобного типа, позволяет им избавится от фантомов из прошлого,
преследующих их, применяя авторский прием десакрализации и деконструкции.
Суть розробки, основні результати:
The article examines the structural features of the construction of chronotopes in the
novel by Victor Pelevin. «Chapayev and void» is the second novel of a modern Russian writer
and, now it can be argued for sure, continued the cycle of novels that spin the author's intention
in a certain sequence of artistic presentation. This sequence can be easily traced in the
relevance of the questions that V. Pelevin poses to the hero and recipient in his work. Since the
events depicted in his novels are localized mainly in the space of the city, capital and peripheral,
the article examines the features of the urban chronotope in the novel « Chapayev and void».
As a result of the research, it can be stated that V. Pelevin uses innovative artistic
techniques in creating an urban chronotope of a psychiatric hospital. This technique helps the
author's task of deconstructing and desacralizing the myths of Soviet reality. The chronotope of
the psychiatric hospital of the novel «Chapayev and void» intertextually echoes the rich literary
variety of literary texts describing medical institutions of this type. Suffice it to cite as examples
an incomplete list of literary texts and their authors, without a time reference, randomly: «Over
the Cuckoo's Nest» by Ken Kesey; «Interrupted life» by Suzanne Keysen; «Ward No. 6» Anton
Chekhov; «Shutter Island» by Dennis Lehane; «Madness» by Cameron Jays and the list goes
on and on. The psychotherapeutic experience that the characters of these works acquire in
psychiatric hospitals or institutions of a similar type allows them to get rid of phantoms from the
past that haunt them, using the author's method of desacralization and deconstruction.